Лошадью ходи, век воли не видать!

Грузчики в перерыве быстренько расписали пулю нарисовали игру на земле. Уникальная напольная настольная игра на Мадагаскаре. Называется фануруна (fanorona).

Лошадью ходи, век воли не видать!
Лошадью ходи, век воли не видать!
Лошадью ходи, век воли не видать!

Правила:

Играющие ходят по очереди. Первыми ходят белые – в свободный центр доски. Простой ход делают в любую сторону (в том числе назад), на один соседний перекрёсток, согласно разметке. Такие ходы обычно происходят ближе к концу - рубка в фануруне обязательна, поэтому большинство ходов в начале и середине игры будут взятиями и сериями взятий.

А теперь приготовьтесь и будьте внимательны: начинается изюм. Система рубки в фануруне уникальна и отличается от любой другой известной шашечной игры. Здесь нет прыжков и зажимания. Скорее, взятия напоминают таранные удары и канатные рывки, от которых фишки целыми рядами «вылетают» с доски. Существует два варианта рубки - атакой и отступлением:

1) Взятие атакой (на подходе): игрок двигает фишку на один соседний перекрёсток, придвигая её вплотную К ФИШКЕ противника, и тогда она и все стоящие за ней по линии движения фишки снимаются с доски.

2) Взятие отступлением (при отходе): игрок уводит фишку с перекрёстка ОТ ФИШКИ противника (если они стоят рядом и между ними нет свободного пространства), и тогда она и все стоящие за ней по направлению движения фишки снимаются с доски.

Вот и всё! Это главное, что нужно уяснить. Правда, есть нюансы))

* Если фишка одним ходом может срубить фишки противника как «атакой», так и «отступлением», нужно выбрать какой-то один вариант; обоюдное взятие запрещено.

* Если «линию снятия» прерывает пустой перекрёсток или фишка своего цвета - тогда  всё, что до «разрыва», снимается с доски, всё, что после – нет.

* Одиночное взятие обязательно, но серия взятий – нет. За ход можно сделать серию захватов одной фишкой, но не обязательно доводить её до конца, она может быть прервана в любой момент по желанию игрока.

* В ходе серии взятий не допускается возвращение фишки в точку, где она уже побывала. За этим непросто уследить (особенно если взято много), но это нужно делать, иначе вам напомнит противник.

* Рубящая фишка не может совершить два перемещения в одном и том же направлении подряд в течение одного хода (такое может произойти, допустим, если атака следует за отступлением).

Дамок в фануруне нет, превращения фишки в игре не происходит. Цель – срубить все фишки соперника. Если это не удастся никому, игра считается завершившийся вничью.

В дебюте надо быть осторожным: активно расчищая середину, игрок сам роет себе яму, создавая пространство для манёвров противника. Порою лучше сделать скромный, но стратегически важный ход, скажем, убрать фишку из середины линии для блокировки будущего взятия. В эндшпиле выгоднее держать фишки на пересечении диагоналей (4 степени свободы), а в середине игры – на перекрёстках (8 степеней свободы).

Настольная версия игры:

Лошадью ходи, век воли не видать!